Как работают поисковые системы – Руководство по SEO для начинающих: Глава 1


Сего­дня мы начи­наем пуб­ли­ка­цию руко­вод­ства по SEO. Оно создано одним из самых авто­ри­тет­ных бло­гов о SEO — Moz.com. Пер­вое, что нам пред­стоит сде­лать – это разо­браться, как рабо­тают поис­ко­вые системы. Вы не смо­жете повли­ять на пози­ции сайта, если не будете пони­мать, по какому прин­ципу поис­ко­вые системы ран­жи­руют резуль­таты поиска.

Итак, что необходимо знать о поисковых системах SEO-оптимизатору?

Поис­ко­вые системы выпол­няют две основ­ные функ­ции:

  • Ска­ни­руют и индек­си­руют мил­ли­о­нов доку­мен­тов, стра­ниц и муль­ти­ме­дий­ных фай­лов.
  • Предо­став­ляют ответы на запросы поль­зо­ва­те­лей в виде списка стра­ниц, рас­по­ло­жен­ных в порядке убы­ва­ния их реле­вант­но­сти.

Оста­но­вимся на каж­дой из этих функ­ций подроб­нее.

1. Сканирование и индексация страниц

Пред­ставьте, что Интер­нет – это сеть стан­ций метро круп­ного мега­по­лиса.

Каж­дая стан­ция – это отдель­ный доку­мент (чаще всего веб-стра­ница, но ино­гда файл PDF, JPG или дру­гого фор­мата). В каче­стве путе­во­ди­теля поис­ко­вые системы исполь­зуют ссылки, кото­рые помо­гают им объ­е­хать весь город и посе­тить каж­дую стан­цию.

Ссы­лоч­ная струк­тура Интер­нета необ­хо­дима для объ­еди­не­ния всех стра­ниц в еди­ное целое.

Ссылки помо­гают поис­ко­вым робо­там, кото­рых также назы­вают пау­ками или крау­ле­рами, нахо­дить мил­ли­оны вза­и­мо­свя­зан­ных доку­мен­тов. Когда поис­ко­вые роботы обна­ру­жи­вают оче­ред­ную стра­ницу, они рас­шиф­ро­вы­вают ее код и сохра­няют на жест­ких дис­ках. Впо­след­ствии, когда в этом воз­ни­кает потреб­ность, они воз­вра­ща­ются за этими дан­ными, чтобы дать ответ на запрос поль­зо­ва­теля.

Дата центр

Чтобы хра­нить мил­ли­арды стра­ниц и полу­чать к ним момен­таль­ный доступ, поис­ко­вые системы исполь­зуют дата-цен­тры по всему миру. В этих гигант­ских хра­ни­ли­щах нахо­дятся тысячи машин, кото­рые обра­ба­ты­вают огром­ное коли­че­ство инфор­ма­ции. Ведь поль­зо­ва­тели, кото­рые ищут какую-либо инфор­ма­цию, не любят ждать. Порой даже задержка на 1 или 2 секунды вызы­вает у них недо­воль­ство. Именно поэтому поис­ко­вые системы не пере­стают совер­шен­ство­ваться и стре­мятся выда­вать резуль­таты как можно быст­рее.

2. Предоставление ответов

Поис­ко­вые системы – это сво­его рода машины отве­тов. Когда чело­век вво­дит какой-либо запрос, поис­ко­вым систе­мам необ­хо­димо «пере­ло­па­тить» мил­ли­арды доку­мен­тов и сде­лать две вещи: дать поль­зо­ва­телю под­хо­дя­щие ответы и рас­по­ло­жить их в порядке умень­ше­ния реле­вант­но­сти. Задача SEO – повли­ять на реле­вант­ность и зна­чи­мость этих стра­ниц.

Под реле­вант­но­стью поис­ко­вые системы под­ра­зу­ме­вают не только нали­чие на стра­нице клю­че­вых фраз, соот­вет­ству­ю­щих запросу поль­зо­ва­теля. Этот под­ход прак­ти­ко­вался еще на рас­свете Интер­нета, когда резуль­таты поис­ко­вой выдачи остав­ляли желать луч­шего. По мере раз­ви­тия поис­ко­вые системы раз­ра­бо­тали мно­же­ство более эффек­тив­ных спо­со­бов предо­став­ле­ния цен­ных резуль­та­тов, кото­рые соот­вет­ствуют ожи­да­ниям поль­зо­ва­те­лей и пол­но­стью удо­вле­тво­ряют их запросы. На реле­вант­ность вли­яют сотни фак­то­ров, мно­гие из кото­рых детально рас­смот­рены в этом руко­вод­стве.

Как поисковые системы оценивают значимость страниц?

В насто­я­щее время поис­ко­вые системы под­ра­зу­ме­вают под зна­чи­мо­стью попу­ляр­ность стра­ниц. Чем больше поль­зо­ва­те­лей посе­щает сайт, стра­ницу или доку­мент, тем зна­чи­мей он в гла­зах поис­ко­вых систем. Такой под­ход пол­но­стью оправ­дал себя на прак­тике, поэтому поис­ко­вые системы про­дол­жают исполь­зо­вать мет­рики для изме­ре­ния попу­ляр­но­сти сай­тов.

Попу­ляр­ность и реле­вант­ность опре­де­ля­ется не вруч­ную, а при помощи спе­ци­аль­ных алго­рит­мов, кото­рые отсе­и­вают непод­хо­дя­щие резуль­таты, а затем рас­по­ла­гают остав­ши­еся ответы в порядке их зна­чи­мо­сти. Эти алго­ритмы вклю­чают в себя сотни ком­по­нен­тов, кото­рые назы­ва­ются фак­то­рами ран­жи­ро­ва­ния.

Как преуспеть в SEO?

На пер­вый взгляд может пока­заться, что слож­ные поис­ко­вые алго­ритмы про­сто невоз­можно постичь. Но на самом деле даже сами поис­ко­вые системы дают советы по поис­ко­вой опти­ми­за­ции. Вот что реко­мен­дует Google для повы­ше­ния пози­ций сайта.

Рекомендации Google для веб-мастеров:

  • Созда­вайте сайты для поль­зо­ва­те­лей, а не для поис­ко­вых систем. Не обма­ны­вайте посе­ти­те­лей и не исполь­зуйте раз­ные формы выдачи инфор­ма­ции для поль­зо­ва­те­лей и для поис­ко­ви­ков (этот чер­ный метод опти­ми­за­ции назы­ва­ется кло­акинг).
  • Созда­вайте стра­ницы с тек­сто­выми ссыл­ками и с чет­кой иерар­хи­че­ской струк­ту­рой. На каж­дую стра­ницу должна вести как мини­мум одна ста­ти­че­ская тек­сто­вая ссылка.
  • Созда­вайте полез­ные и инфор­ма­тив­ные сайты. Про­пи­шите эле­менты <title> и зна­че­ния атри­бута ALT.
  • Созда­вайте чита­бель­ные URL. Исполь­зуйте 301 реди­рект или тег rel=“canonical” для дуб­ли­ро­ван­ного кон­тента.

С реко­мен­да­ци­ями по опти­ми­за­ции сайта от Яндекса вы можете озна­ко­миться по этой ссылке.

Вы должны пони­мать, что реко­мен­да­ции поис­ко­вых систем – лишь вер­хушка айс­берга и что суще­ствует мно­же­ство дру­гих фак­то­ров ран­жи­ро­ва­ния и мето­дов поис­ко­вой опти­ми­за­ции сай­тов.

Не нужно бояться SEO!

За более чем 15 лет суще­ство­ва­ния Интер­нет-поиска Интер­нет-мар­ке­то­логи нашли спо­собы полу­чать инфор­ма­цию о том, как поис­ко­вые системы оце­ни­вают реле­вант­ность сай­тов. SEO-опти­ми­за­торы успешно при­ме­няют эти зна­ния на прак­тике.

Проведем эксперимент

Одно из глав­ных пре­иму­ществ, кото­рым обла­дают веб-мастера, изу­ча­ю­щие прин­ципы работы поис­ко­вых систем, — это сво­бода исполь­зо­ва­ния Интер­нета и воз­мож­ность про­во­дить экс­пе­ри­менты. Боль­шую часть зна­ний о работе поис­ко­вых систем опти­ми­за­торы полу­чили именно таким спо­со­бом.

Итак, чтобы про­ве­рить на прак­тике какую-либо тео­рию, про­ве­дите экс­пе­ри­мент:

  1. Создайте сайт с несу­ще­ству­ю­щими клю­че­выми сло­вами.
  2. Добавьте на сайт несколько стра­ниц с оди­на­ко­выми (опять-таки несу­ще­ству­ю­щими) клю­че­выми сло­вами.
  3. Сде­лайте эти стра­ницы оди­на­ко­выми. Един­ствен­ное их раз­ли­чие должно заклю­чаться в оформ­ле­нии клю­че­вых слов, их рас­по­ло­же­нии, плот­но­сти и дру­гих пара­мет­рах.
  4. Добавьте ссылки на создан­ный сайт с дру­гого про­ин­дек­си­ро­ван­ного сайта.
  5. Опре­де­лите пози­ции раз­ных стра­ниц по клю­че­вым запро­сам.
  6. Вне­сите изме­не­ния в стра­ницы и про­сле­дите, как они отра­зятся на выдаче.
  7. Запом­ните, какие изме­не­ния ока­за­лись эффек­тив­ными, а затем про­те­сти­руйте их на дру­гих стра­ни­цах. Если ваша тео­рия сра­бо­тала для несколь­ких стра­ниц, зна­чит, вы нашли еще один спо­соб опти­ми­за­ции.

Сле­дуя этой схеме, сотруд­ники ком­па­нии Moz про­вели экс­пе­ри­мент для про­верки тео­рии о том, что ссылки, кото­рые встре­ча­ются на стра­нице пер­выми, имеют наи­боль­ший вес. Для этого они создали стра­ницу с тремя ссыл­ками, веду­щими на три раз­ные стра­ницы. В каче­стве анкора было взято несу­ще­ству­ю­щее слово, кото­рое упо­ми­на­лось по одному разу на каж­дой из трех стра­ниц. Пер­вой в выдаче ока­за­лась та стра­ница, на кото­рую вела пер­вая ссылка. Таким обра­зом, тео­рия была под­твер­ждена.

Подоб­ные экс­пе­ри­менты – не един­ствен­ный спо­соб изу­че­ния прин­ци­пов работы поис­ко­вых алго­рит­мов.

Еще один источ­ник инфор­ма­ции о поис­ко­вых систе­мах – бюро по реги­стра­ции патен­тов США. Пожа­луй, один из самых извест­ных доку­мен­тов, заре­ги­стри­ро­ван­ных в этом бюро – патент #6285999, кото­рый носит назва­ние «Метод ран­жи­ро­ва­ния сай­тов во вза­и­мо­свя­зан­ных базах дан­ных». Ори­ги­наль­ный доку­мент по этой теме — Ана­то­мия круп­но­мас­штаб­ного гипер­тек­сту­аль­ного веб-поиска также пред­став­ляет нема­лую цен­ность для опти­ми­за­то­ров.

Поис­ко­вые алго­ритмы могут пока­заться на пер­вый взгляд очень слож­ными. Однако, чтобы зани­маться SEO, вам вовсе не обя­за­тельно быть мате­ма­ти­ком. Опти­ми­за­ция сайта не тре­бует слож­ных вычис­ле­ний.

Изу­чая патенты, про­водя экс­пе­ри­менты и тести­руя раз­лич­ные идеи, Интер­нет-мар­ке­то­логи изу­чают основ­ные прин­ципы ран­жи­ро­ва­ния стра­ниц, а также опре­де­ляют, какие эле­менты сай­тов вли­яют на их пози­ции в поис­ко­вой выдаче.

Оглав­ле­ние   Глава 2

Поделитесь материалом с друзьями


[share-buttons]